БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
Обобщены материалы по молоди горбуши материкового побережья Охотского моря за 1960–2010-е гг. Представлены сведения о сроках и динамике ее покатной миграции, по качественным показателям и питанию. Приведена краткая информация о раннем морском периоде жизни. Показано, что покатная миграция молоди горбуши приобретает массовый характер с прогревом речных вод до 2,5–4,0 оС. Из рек региона в морское прибрежье молодь скатывается круглосуточно. На протяжении покатной миграции линейно-весовые показатели, как правило, не претерпевают существенных изменений, но возрастает доля покатников, перешедших на внешнее питание. В многолетнем аспекте относительная численность молоди, перешедшей на внешнее питание в реках, выше в годы со слабо выраженным весенним половодьем.
Представлены обобщенные многолетние (2011–2021 гг.) данные о нагульных миграциях тихоокеанских лососей (горбуши и кеты) заводского происхождения в бассейне Охотского моря и прилегающих водах Тихого океана в осенне-зимний период. Работа выполнена на основе материалов (образцы отолитов, биологические показатели), собранных при проведении учетных траловых съемок ТИНРО, а также данных международной статистики по выпуску и маркированию тихоокеанских лососей на лососевых рыбоводных заводах России и Японии. В результате проведенных исследований определены основные многолетние закономерности, отражающие внутривидовую структуру, пути миграций, распределение и численность уловов, а также размерно-массовые показатели рыб различного регионального происхождения. Впервые на системном уровне получены оценки естественной смертности молоди на этапе откочевки из прибрежной зоны в открытые морские воды Охотского моря.
Уточнены параметры динамики численности тихоокеанских лососей российского происхождения и предложены оценки их возможного вылова на среднесрочную перспективу. Среднегодовые уловы за период с 1907 по 2022 г. составили около 250 тыс. т. Полный цикл от минимумов на кривых одного периода низкого уровня численности до соответствующих параметров другого периода занял примерно 72 года, а от условных максимумов одного периода высокого уровня численности до другого — около 75 лет. Продолжительность высокого уровня численности составила около 35 лет, а низкого — около 40 лет. С учетом различных неопределенностей длительности высокого и низкого уровня численности примерно равны и находятся в относительно устойчивом интервале от 35 до 40 лет. Большая часть урожайных путин пришлась на нечетные годы. Смены доминант происходили чаще всего в периоды подъема численности тихоокеанских лососей. Во второй половине 2020-х — первой половине 2030-х гг. среднегодовые уловы, по-видимому, будут выше 250 тыс. т. Даже в самые нерыбные годы объемы добычи вряд ли составят менее 200 тыс. т. Сырьевая база отечественного лососевого хозяйства на заключительном отрезке периода высокой численности не создает предпосылок для рентабельной работы на большей части рыболовных участков, предназначенных для промышленного рыболовства.
Проанализированы динамика численности и размерно-возрастная структура стада кеты, сформированного в заливах Простор и Курильский (о. Итуруп, Сахалинская область). Выпуск молоди кеты в акваторию заливов увеличился с 10,7 млн мальков в 1996 г. до 197,6 млн в 2020 г. В тесной связи (r = 0,66) с объемом выпуска молоди увеличился и улов кеты с 800 т в 1998 г. до 18968 т в 2019 г. При этом динамика вылова кеты в двух заливах из года в год практически совпадала. Если формировалось урожайное поколение, то его облавливали в обоих заливах, и напротив, если выживаемость поколения была невысокой, то низкий улов отмечали повсеместно. В период с 2014 по 2022 г. в уловах кеты выраженно преобладали производители младших возрастных групп — 2+ и 3+, среди которых доминировали рыбы в возрасте 3+. Всего из 22939 производителей кеты, исследованных в эти годы, возраст 3+ имели 14221 экз., или 62,0 %. Прогноз массы улова кеты в заливах Простор и Курильский основан на двух факторах: на значительном доминировании в каждом из поколений производителей в возрасте 3+ и на тесной связи между уловом рыб в возрасте 2+ и уловом в возрасте 3+ в следующем году (r = 0,89; rs = 0,98). В качестве дополнительного критерия отметим тесную связь между уловом горбуши и уловом производителей кеты в возрасте 3+ от поколений молоди, выпущенных в один год (r = 0,71; rs = 0,75).
Материалы специализированной глубоководной ловушечной съемки и двух траловых съемок, выполненных специалистами ТИНРО в 2019–2020 гг. в северо-западной части Берингова моря, собранные в диапазоне глубин 300‒1080 м, позволили в целом оценить пространственное и батиметрическое распределение, плотность скоплений батиальных крабов, в том числе <i>Chionoecetes tanneri</i>. Размеры морфометрически зрелых самцов <i>Ch. Tanneri</i> отмечены в диапазоне 9,0–17,0 см, а морфометрически незрелых – в диапазоне 6,5–15,5 см по ширине карапакса. Сделана оценка 50 %-ной доли функциональной зрелости самцов краба-стригуна Таннера в северо-западной части Берингова моря, анализ материалов размерного состава которого позволил обосновать его новую промысловую меру.
Исследована смертность щенков котиков в первые два месяца постнатального онтогенеза от рождения до ухода с островов на зимовку в открытую часть Тихого океана. На о. Тюленьем за этот период погибает в среднем 7,9 % щенков, на Командорских островах – 14,4, на о-вах Прибылова – 9,8 %. Повышенные показатели смертности щенков на Командорских островах определяются заболеванием их унцинариозом на Северо-западном лежбище. Причины гибели щенков для разных мест их рождения сходны, основными из них являются истощение, травмы, болезни.
На основании данных наблюдений и обобщения опубликованных материалов рассмотрен линейный и весовой рост дальневосточной наваги на первом году жизни в разных районах ее обитания. Посредством логистической функции смоделирован ее рост в течение года. Показано, что в южных районах обитания навага растет значительно быстрее. Наиболее интенсивный линейный рост происходит в первые четыре месяца жизни, когда длина личинок и мальков увеличивается на 50–60 % ежемесячно. Осенью и зимой относительные приросты существенно снижаются и в конце первого года жизни составляют 1–4 %. В абсолютном выражении приращения длины увеличиваются в первую половину года, достигая пика к концу лета — началу осени. В этот период длина рыб становится больше на 25–30 мм в месяц. В оставшуюся часть года значения абсолютных приростов снижаются до 2–3 мм. Характер весового роста заметно отличается от линейного. В течение первых пяти месяцев жизни весовой рост у молоди наваги наиболее интенсивен и значительно превосходит линейный. За этот период ее масса ежемесячно увеличивается не менее чем двукратно. Величина относительных приростов постепенно уменьшается от первого месяца жизни к пятому. После чего при достижении массы около 5 г относительный темп весового роста резко снижается, при этом существенно увеличиваются абсолютные приросты. Максимальные приращения массы (5–6 г) приходятся на 6–8-й месяцы жизни наваги, когда рыбы достигают длины более 86 мм. За этот короткий промежуток навага набирает немногим более 60 % массы первого года жизни. Пики линейных и весовых приростов не совпадают по времени и смещены примерно на два месяца относительно друг друга. Максимальные приращения длины у молоди наваги приурочены к июлю-сентябрю, а массы — к сентябрю-ноябрю.
В 1998–2014 гг. придонное сообщество рыб в восточной части Кунаширского пролива на глубинах 70–315 м было представлено 9 зоогеографическими и 8 экологическими группами. Среди них доминировали по числу видов арктическо-бореальный, широкобореальный тихоокеанский, широкобореальный приазиатский и низкобореальный приазиатский комплексы, а также сублиторальная, элиторальная и мезобентальная группы. Видовое разнообразие в районе исследований во многом определяется сезонными миграциями демерсальных рыб, а также представителей нектона (тихоокеанские лососи, субтропические и тропические виды). Межгодовые различия числа видов рыб в основном обусловлены диапазоном глубин сетного лова и температурой воды. Влияния сроков сбора информации на межгодовую изменчивость числа видов рыб в уловах донных сетей в течение сезона не выявлено.
Приведены данные о современном состоянии поселений и ресурсах гребешка Свифта в прибрежных водах Приморского края по материалам работ, выполненных в 2007–2021 гг. Установлено, что моллюски не образуют плотных скоплений, позволяющих вести их промысел. Поселения с наибольшей средней биомассой (22,5 ± 5,0 г/м2) сконцентрированы на участке от мыса Поворотного до мыса Южного, с наименьшей – в зал. Петра Великого (3,7 ± 2,1 г/м2), но для всех них характерен мозаичный характер распределения. Общий запас моллюсков оценен в 1,4 тыс. т, промысловый – 1,3 тыс. т. Около 99 % от суммарного запаса в прибрежье Приморского края сосредоточено на участке от мыса Поворотного до мыса Золотого. Здесь отмечено и более регулярное и интенсивное пополнение поселений молодью, чем в зал. Петра Великого. Доля особей непромыслового размера в разные годы изменялась от 1,9 до 19,0 %. В поселениях <i>Chlamys swiftii</i> из зал. Петра Великого по численности преобладали особи промыслового размера с высотой раковины 80–115 мм в возрасте 3–6 лет, на участке от мыса Поворотного до мыса Золотого – размером 70–110 мм и возрастом 3–7 лет. Модальное значение возраста моллюсков в разные годы составляло 4 года, максимальное – варьировало от 7 до 12 лет.
Проанализированы размерно-возрастная структура и особенности распределения тихоокеанской устрицы <i>Crassostrea gigas</i> в лагуне Буссе (о. Сахалин) за период 2010–2020 гг. Поселение устрицы находится в депрессивном состоянии. За время наблюдений биологические показатели, такие как высота и масса раковины, возраст, существенно уменьшились. В поселении преобладают непромысловые особи.
Исследовали 122 экз. кижуча, отловленных в ходе нерестовой миграции в августе-октябре 2021 г. в прибрежных морских водах и реках о. Итуруп (южные Курильские острова). Все близкие к половому созреванию самки и самцы текущего года нереста провели в море один год и имели возраст 1.1+ (66,7 %) и 2.1+ (30,0 %). Рыбы, которые провели в море два года, встретились нам единично – 1 экз. в возрасте 1.2+ и 3 экз. в возрасте 2.2+ (2,5 %). Учитывая возраст полового созревания и массу рыб – в среднем 2,63 кг у самок и 2,44 кг у самцов, можно полагать, что исследованные рыбы воспроизводились в коротких водотоках. При этом величина гонадосоматического индекса – у отдельных самок до 20–22 % – не предусматривала, что все особи, пойманные в прибрежье, должны были проследовать в другие регионы Северной Пацифики. По крайней мере часть из них зайдет на нерест в водотоки о. Итуруп, о чем свидетельствует поимка непосредственно в реках отдельных особей кижуча. Помимо рыб, идущих на нерест, ставными неводами были пойманы две активно питающиеся самки кижуча в возрасте 0.0+ (0,55 кг) и 1.0+ (1,11 кг).
УСЛОВИЯ ОБИТАНИЯ ПРОМЫСЛОВЫХ ОБЪЕКТОВ
На примере регулярно посещаемого байкальской нерпой <i>Pusa sibirica</i> Gm. лежбищного участка на о. Долгом, за которым ведется постоянное видеонаблюдение, дана характеристика функционирования одного из основных береговых лежбищ в 2020 г. при воздействии двух абиотических факторов – значительно более раннего (по сравнению с 2011–2019 гг.) разрушения и исчезновения ледяного покрова в северной части оз. Байкал и быстрого повышения уровня воды в летне-осенний период. Время выхода животных на берег и их численность зависят от первого фактора по схеме «меньше льда – раньше выход и выше численность». Уже в начале формирования залежек (май) на лежбище одномоментно залегали до 400 животных. С преждевременным исчезновением плавающих льдов связана необычно большая доля в залежках особей с неоконченной линькой, а задержка линьки, вероятно, негативно отражается на здоровье животных. Увеличение потребности животных в береговых лежбищах происходит на фоне сокращения доступной площади твердого субстрата, что обусловлено быстрым повышением уровня воды. Высокий уровень воды, особенно в начале летнего сезона, выступает вторым негативным фактором, ограничивающим площадь среды обитания тюленей, испытывающих потребность в береговых лежбищах. Вследствие большого количества очень хорошо упитанных взрослых самок и самцов на лежбище в мае выдвинуто предположение о неучастии этих особей в воспроизводстве популяции в 2020 г.
В летне-осенний период 2017–2020 гг. в Чукотском море в кормовую базу минтая (<i>Gadus chalcogrammus</i>, длиной 3–70 см) входили: зоопланктон, бентосные беспозвоночные и рыбы. В северо-западном районе моря молодь минтая (сеголетки и годовики) за сутки потребляли 0,033 т/км2 кормовых организмов, в основном амфипод – 13,9, мизид – 20,1 и рыб – 30,9 %, копеподы и эвфаузииды составляли 5,0–7,6 % рациона. В юго-западной части моря молодь минтая за сутки использовала 0,2 т/км2 кормовых организмов, преимущественно эвфаузиид и копепод (51,1–24,9 %), а доминировал минтай длиной 40–70 см, который за сутки потреблял 13,2 т/км2 кормовых объектов. У крупного минтая 42 % рациона составляли рыбы, из кормовых ресурсов зоопланктона на эвфаузиид приходилось около 20, копепод – 6, декапод – 11 %. Состав и структура планктонного сообщества зависят от распространения на шельфе Чукотского моря тех или иных водных масс. В северо-западной части моря плотность зоопланктона составляла 56,3 т/км2, доминировали сагитты (35,3 т/км2) и копеподы (12,6 т/км2). В юго-западной части моря плотность зоопланктона находилась на уровне среднемноголетних значений 2000-х гг. и равнялась 49,2 т/км2, за счет эвфаузиид – 17,3, сагитт – 15,8 и копепод – 9,2 т/км2. Наблюдалось некоторое снижение биомассы щетинкочелюстных и копепод, в основном холодноводного вида <i>Calanus glacialis</i>, биомасса эвфаузиид, особенно <i>Thysanoessa inermis</i>, возросла почти в два раза по сравнению с 2000-х гг. Плотность основных групп зоопланктона, доминирующих в рационе минтая, – копепод и эвфаузиид – в 12–6 раз превышала объем их потребления, что может свидетельствовать об их достаточном количестве. Кроме того, находясь в придонном слое, минтай питался креветками, гаммаридами, донными полихетами, эхиуридами, моллюсками, а также рыбами. Индексы наполнения желудка были в пределах 218–228 ‱. Таким образом, минтай успешно питался и был обеспечен кормом.
В КамчатНИРО создана база данных океанографических наблюдений, которая во временном отношении охватывает весь период инструментальных исследований (1888–2020 гг.), а в пространственном – всю восточную часть Охотского моря (западнокамчатский шельф с прилегающими водами). Это вводит в научный оборот множество ранее недоступных данных и тем самым открывает возможность получения новых знаний об океанографии восточной части Охотского моря. База данных неоднородна по своему временному и пространственному разрешению. В наибольшей степени данными освещен период времени 1961–1990 гг., несколько меньше – 1991–2020 гг. При этом плотность станций наблюдений возрастает от открытого моря к берегу и с севера на юг (максимум станций находится у юго-западного побережья Камчатки).
Дана оценка влияния тяжелых металлов цинка, железа в концентрациях 50 и 100 мкг/л на динамику численности, морфологию, флуоресценцию хлоропласта и зеленую автофлуоресценцию клеток (ЗАФ) микроводоросли <i>Prorocentrum foraminosum</i>. Оценка выполнена на третьи и седьмые сутки эксперимента. Оба элемента в концентрации, превышающей ПДК, снижают численность водоросли. Наибольшее влияние оказало железо. Однако изменения структур клеток при добавлении Fe3+ не наблюдалось. При добавлении Zn2+ выявлена деформация клеток и истечение клеточного содержимого P. foraminosum. Флуоресценция хлоропласта становилась менее интенсивной при воздействии Fe3+. ЗАФ при наличии в среде Zn2+ и Fe3+ увеличивалась.
ПРОМРЫБОЛОВСТВО
Описана методика, позволяющая на основе построенных диаграмм изменения параметров трала по его длине проводить анализ, оптимизацию и расчеты канатно-сетной оболочки разноглубинного трала (на примере трала Sirius Shelf проекта AS 11.012.000 ЗАО «Аквасервис»). Предлагаемая методика определения характера изменения параметров канатно-сетной оболочки трала дает возможность разработать широкий диапазон критериев для проектирования, сравнения и анализа разноглубинных тралов.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ
С 3 по 21 июня 2022 г. в северо-западной части Охотского моря, в пределах основной части нерестового ареала охотской популяции сельди, от зал. Аян до Ейринейской губы, была проведена стандартная икорная водолазная съемка. В целях рационализации методики проведения съемок сравнили результаты расчета популяционной плодовитости (ППл) охотской популяции сельди, выполненные двумя способами. Первый – стандартный, через площадь нерестилищ и плотность обыкрения (ПлО), второй – по выявленной зависимости между площадью нерестилищ и ППл. Условия нереста охотской сельди в 2022 г. были аномальными. Перед началом массового нереста в районе сильным штормом была уничтожена бóльшая часть нерестовых субстратов, а нерестовые косяки сельди в прибрежной зоне были перераспределены. Поэтому средняя ПлО была крайне низкой (1075318 икр./м2 при среднемноголетней величине 4170320 икр./м2), однако при этом, помимо многолетних участков нереста, сельдь отложила икру на площадях, где ранее нереста не наблюдалось. Общая площадь обследованных нерестилищ – 38,68 км2. Популяционные показатели охотской сельди, рассчитанные по площади нерестилищ (ППл – 182 трлн икр., численность нерестового запаса (ЧНЗ) – 6,513 млрд рыб массой 1,823 млн т), соответствуют состоянию запаса в последние годы. Расчет ППл по площади нерестилищ методически прост, а при использовании телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов, беспилотных летательных аппаратов и геоинформационных систем он обеспечивается полным программно-аппаратным документированием материалов съемки с возможностью верификации результатов сторонними экспертами. В то же время популяционные показатели, рассчитанные через ПлО на ежегодно обследуемых нерестилищах (ППл – 51 млрд икр., ЧНЗ – 1,936 млрд рыб массой 0,542 млн т), сильно занижены вследствие уничтожения нерестовых субстратов, не дают адекватного представления о состоянии популяции и не могут использоваться до восстановления водорослевого пояса (2–3 года). Стандартный метод проведения икорных водолазных съемок и обработки их данных основан на ряде неформализованных субъективных оценок и допущений и не может обеспечить верифицируемость результатов съемок без значительного увеличения трудозатрат на их проведение. В связи с этим мы рекомендуем внедрение расчета ППл охотской сельди по площади локальных нерестилищ в качестве основного метода оценки ее ЧНЗ.
ISSN 2658-5510 (Online)