БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ 
Представлен обзор всех имеющихся данных о сахалинском осетре Acipenser mikadoi. Описан ареал, распределение, размерный состав и особенности размножения. За время работы по искусственному воспроизводству сахалинского осетра в 2006–2019 гг. в р. Тумнин отловлено 17 зрелых производителей (♀ = 13, ♂ = 4). Приведена информация о формировании и использовании ремонтно-маточного стада на Анюйском осетровом рыборазводном заводе. Для спасения вида предложен комплекс мер, состоящий из усиления мер охраны и искусственного воспроизводства с выпуском молоди осетра в реки материкового побережья, о. Сахалин и Японии. Предложен ряд подходов для увеличения эффективности искусственного воспроизводства.
В 2017 и 2018 гг. на Итурупе (южные Курильские острова) и юго-восточном побережье о. Сахалин, которые характеризуются в среднем наиболее высокими уловами горбуши в Сахалино-Курильском регионе, произошли резкие и разнонаправленные изменения численности горбуши. Для проверки версии возможного перераспределения рыб между этими районами изучены количество склеритов и межсклеритные расстояния на чешуе у 187 и 215 рыб в 2017 и 2018 гг. на юго-восточном побережье Сахалина и в эти же годы у 194 и 152 рыб на о. Итуруп. Статистически достоверные различия между межсклеритными расстояниями в первой годовой зоне роста чешуи в сочетании с результатами комплексного анализа данных по формированию численности горбуши, сезонной динамике уловов и тенденций изменения относительной индивидуальной плодовитости самок показали, что предположение о возможном перераспределении горбуши между юго-восточным побережьем Сахалина и о. Итуруп в 2017 и 2018 гг. является несостоятельным.
Улов минтая в России максимален в северной части Охотского моря, он составлял в среднем 24 % общего вылова, или около 0,94 млн т с 1962 по 2017 г. Общая биомасса запаса и биомасса нерестового запаса минтая в 21-м веке растут с 2002 г., но вылов на единицу усилия (CPUE) значительно снизился в начале 2018 г., несмотря на ожидаемые высокие уровни биомассы. Предполагалось, что температура поверхности моря, концентрация льда и штормовые погодные условия стали одной из причин низкой эффективности промысла в 2018 г. Мы сравнили обобщенные линейные модели и обобщенные аддитивные модели и выяснили, что последняя с учетом пространственно-временных факторов, кодов судов, а также температуры поверхности моря и метеообстановки объясняет дисперсию уловов лучше остальных (61,6 %), имея при этом минимальный информационный критерий Шварца-Байеса. Оценено насыщение орудий лова, которое показало нелинейную зависимость от времени траления. Мы нашли свидетельства гиперчувствительности CPUE. Биомасса промыслового запаса оказалась теснее связана с CPUE через степенную зависимость (γ = 0,94, r = 0,923), чем через линейную (γ = 1,00, r = 0,910), но незначительно. Таким образом, мы рекомендуем использовать CPUE, стандартизированный в обобщенной аддитивной модели, и отслеживать необходимость коррекции гиперчувствительности для дальнейшей оценки запаса минтая в северной части Охотского моря.
Представлен анализ промысла рыб в прибрежье северо-западной части Охотского моря с 2000 по 2019 г. Основу прибрежного рыболовства (95,25 %) составляет нерестовая сельдь. Средний вылов за последние 7 лет снизился по сравнению с аналогичным периодом начала века в 1,8 раза. С 2012 г. промысел ведется исключительно в водах Охотского района. Начиная с 2008 г. выловленная нерестовая сельдь идет большей частью на береговые базы. Величина изъятия наваги с начала века по настоящее время изменялась от 1,9 до 186,5 % с наиболее высокой долей освоения в последние 5 лет. Основной ее промысел сместился из вод Николаевского района в акватории Тугуро-Чумиканского района. С 2009 г. прослеживается тенденция нарастания интенсивности вылова азиатской зубастой корюшки. Среднее годовое изъятие азиатской корюшки в 2009–2014 гг. составило 72,1 т, в последние 5 лет — 119,4 т. До 90,2 % ресурса добывают предприятия Тугуро-Чумиканского района. На протяжении 20 лет менялись показатели освоения мойвы. В первую пятилетку века они достигали в среднем 0,7 %, во вторую — 4,2, в третью — 2,4 и в четвертую — 23,3 %. Промысел камбал остается на низком уровне, даже в год максимального вылова изъятие составило менее 50 % рекомендованных к добыче объемов. Освоение предприятиями Хабаровского края трески в западной части Северо-Охотоморской подзоны возросло до 9,3 %. В настоящее время этот вид промысла находится в стадии развития. Наиболее динамично идет становление вылова морской малоротой корюшки. Среднегодовой показатель ее добычи на сегодняшний день составляет более 50 %. С учетом имеющихся запасов и технического оснащения рыбодобывающих предприятий все перечисленные виды ресурсов имеют потенциал для развития промысла.
Обобщены сведения о биологии и промысле проходной обыкновенной малоротой корюшки в р. Амур. Анадромные миграции в р. Амур корюшка совершает в зимне-весенний период — на нерест, в осенний период — на зимовку. Нерестовое стадо представлено особями трех возрастных групп: от двух- до четырехгодовиков. Основу стада составляют двухгодовики. Соотношение полов в период нерестовой миграции близко 1 : 1 c незначительным преобладанием самок. Длина тела производителей в разные годы наблюдений колебалась от 7,6 до 13,2 см, масса — от 3,05 до 16,04 г. Для самок характерны несколько большие линейно-весовые показатели, чем для самцов. Индивидуальная абсолютная плодовитость варьирует в пределах от 0,7 до 12,4 тыс. икр., относительная плодовитость — от 199 до 1287 икр./г. В период миграции к местам нереста практически не питается, к активному питанию переходит после нереста еще в реке. Вид является востребованным объектом промысла в бассейне р. Амур. Средний вылов за 2010–2019 гг. составляет 1569,2 т.
Приведены материалы по возрастной структуре тихоокеанской устрицы в бухте Лососей (зал. Анива). По результатам учетной съемки 2019 г. и архивных данных 2018 г. дана размерная характеристика (высота, длина, толщина) и масса моллюсков. В работе представлены эмпирические и теоретические (по уравнению Берталанфи) средние значения массы раковины для каждого возрастного класса. По имеющимся литературным сведениям представлена информация о размерно-возрастной структуре поселения устрицы из других мест обитания.
Впервые исследованы плодовитость и некоторые другие репродуктивные характеристики самок краба-стригуна Chionoecetes bairdi, обитающего у юго-восточного побережья Камчатки. Материал получен в весенне-летний период во время проведения учетных съемок в 2016 и 2019 гг. и дополнен данными, собранными при мониторинге промысла весной 2020 г. В уловах в преобладающем большинстве встречались самки с недавно отложенными яйцами. Определен размер функциональной половозрелости самок. Выяснено, что размер наступления половозрелости у самок, обитающих на шельфе юго-восточного побережья Камчатки, составил 79 мм. Оценена реализованная плодовитость, средние значения которой в 2016 г. составили 93,4 ± 28,1 тыс. шт., в 2019 г. ― 115,7 ± 24,5 тыс. шт. Получены данные по репродуктивному усилию и K/r-коэффициенту. Выяснено, что краб-стригун Бэрда имеет черты r-стратега, о чем свидетельствуют высокие показатели плодовитости и относительно высокие значения K/r-коэффициента.
На основании данных, полученных во время научно-промысловых работ, установлено, что бурый морской окунь Sebastes variabilis является относительно редким представителем ихтиофауны восточного побережья Камчатки. Данный вид концентрируется на участках со сложным рельефом дна и активной динамикой вод. Максимальные уловы отмечены у мысов Говена, Олюторского и Кроноцкого. Батиметрический диапазон встречаемости бурого окуня в исследуемой акватории изменялся от 118 до 316 м. Длина особей в уловах варьировала от 34 до 50 см, а масса — от 0,53 до 1,78 кг. Обсуждаются некоторые вопросы, связанные с путями миграций бурого окуня к берегам Камчатки.
Впервые для российских вод изучен размерный и половой состав скоплений мизид Paracanthomysis shikhotaniensis в зал. Петра Великого (Японское море) в 2014–2018 гг. Размерный состав скоплений с мая по октябрь претерпевает значительные изменения, а в межгодовом аспекте имеет сходный характер, но с вариациями из-за различных температур воды и погодных условий в разные годы. Длина тела Р. shikhotaniensis изменяется от 5,0 до 27,8 мм. Весной и в самом начале лета особи значительно крупнее, чем в конце лета и осенью, молодь отсутствует. Пополнение скоплений молодью отмечено с июля по октябрь. Самки крупнее самцов, длина их тела варьирует от 9,0 до 27,8 мм, а самцов — от 8,3 до 19,0 мм. Половой состав скоплений в межгодовом аспекте имеет существенные различия. В течение одного года соотношение самок и самцов с июня по сентябрь преимущественно однородное, преобладают самки, а в октябре — самцы. Постоянное наличие в скоплениях P. shikhotaniensis самок на разных стадиях развития и пополнение скоплений молодью с июля по октябрь свидетельствует о растянутом периоде размножения и подтверждает одновременное наличие в популяции нескольких генераций.
Впервые для российских вод изучен размерный и половой состав скоплений эстуарно-пресноводного вида Neomysis awatschensis. Отмечено, что время и продолжительность образования его скоплений в разные годы (2014–2019 гг.) не совпадают и зависят от гидрологических и погодных условий. N. awatschensis может образовывать моновидовые скопления или совместно с другим видом мизид — Neomysis mirabilis. Максимальная биомасса таких скоплений превышает 500 г/м3, что позволяет вести промысел мизид. Наибольшая длина тела самок 13,7 мм, самцов — 12,0 мм. Средний размер особей варьирует от 6,7 до 10,3 мм. В летние месяцы средняя длина тела мизид меньше, чем в мае. Состав скоплений N. awatschensis с 2014 по 2017 г. оставался непостоянным. Доля самцов во всех выборках всегда была значительна (16,3–50,7 %), доля самок варьировала от 8,7 до 52,5 %. Наибольшее количество молоди отмечено в июне разных лет (29,9–75,0 %). Соотношение самок и самцов в мае и июле 2014–2017 гг. составляло 1 : 1, в июне 2015 г. преобладали самцы (1,0 : 1,9), в июне 2016 г. — самки (1,8 : 1,0). Самки постоянно имели эмбрионы на разных стадиях развития, что свидетельствует о растянутом периоде размножения. Наиболее интенсивный нерест мизид в Амурском заливе происходил в мае-июне.
УСЛОВИЯ ОБИТАНИЯ ПРОМЫСЛОВЫХ ОБЪЕКТОВ 
По спутниковым альтиметрическим данным рассмотрены изменения уровня оз. Ханка, отмечен его экстремальный рост в последние годы с максимумом в 2016 г. С помощью простой балансовой модели определен вклад компонент водного баланса озера в современное повышение уровня. Сделан вывод, что изменение количества летних осадков является основной причиной колебаний уровня озера, хотя в последние годы наблюдаются случаи дополнительного притока воды в озеро либо изъятия части притока, а также ухудшение стока из него, что влияло на уровень. Согласно расчетам, за 2014–2015 гг. озеро получило дополнительно, сверх естественного притока, около 1,3 км3 воды, что способствовало достижению максимально высоких значений его уровня. Однако в предыдущие и последующие годы приток был ниже естественного, предположительно вследствие изъятия и перенаправления части водосбора озера в другие водоемы: в частности, за 2016–2018 гг. озеро недополучило 2,1 км3 воды. Показано положительное влияние роста уровня озера на состояние запасов промысловых видов рыб. При этом отмечено, что условия высокого уровня более благоприятны для воспроизводства фитофильных видов (амурский сазан Cyprinus rubrofuscus и др.), в то время как численность пелагофильных видов (верхогляд Chanodichthys erythropterus) снижается.
Анализ спутниковых данных по уровню моря, скоростям геострофических течений и данных буев Арго показал наличие межгодовой изменчивости термохалинной структуры и динамики вод в юго-западной части Берингова моря, вызванной нодальным (деклинационным) приливом с периодом 18,6 года. Установлено, что усиление приливов приводит к снижению уровня моря и образованию циклонической циркуляции вод к северу и к югу от прол. Ближнего. В Беринговом море не наблюдается поток вод, направленный на север от прол. Ближнего к побережью материка. В Тихом океане ослабевает направленный на запад вдоль прол. Ближнего и Командорских островов поток вод Аляскинского струйного течения. Снижение уровня моря обусловлено увеличением солености/плотности вод в слое 50–400 м за счет усиления приливного перемешивания в Алеутских проливах и прол. Ближнем. Усиление (ослабление) приливов сопровождалось понижением (повышением) температуры поверхностного слоя вод в юго-западной части Берингова моря (1989–2018 гг.) и уменьшением (увеличением) уловов нерки в зоне восточной Камчатки (1971–2018 гг.) и в районе Алеутских островов (1985–2018 гг.).
Впервые приведены обобщенные сведения о паразитах двух подвидов сибирского хариуса (восточносибирского Thymallus arcticus pallasi и камчатского Th. a. mertensi) в крупнейших лососевых реках северной части материкового побережья Охотского моря — Тауй, Яма и Гижига. Всего отмечено 39 видов паразитов: 38 видов гельминтов, относящихся к 26 родам, 19 семействам, 5 классам и 3 типам — Plathelminthes, Nemathelminthes, Acanthocephales, а также 1 вид паразитических копепод класса Crustacea, типа Arthropoda. Наиболее разнообразны трематоды — 19 видов, 8 родов, 6 семейств. В сопоставимой мере по числу видов между собой представлены цестоды (6 видов, 6 родов, 5 семейств), нематоды (8 видов, 8 родов, 5 семейств) и скребни (5 видов, 4 рода, 3 семейства, 2 класса). По экологическим группам паразиты хариусов распределены следующим образом: 29 пресноводных видов (4 цестоды, 16 трематод, 5 нематод, 3 скребня и 1 копепода) и 10 — морских (соответственно 2, 3, 3, 2 вида гельминтов). Наиболее высокое биоразнообразие паразитов отмечено у Th. a. Mertensi бассейна р. Тауй (32 вида). Камчатский хариус (Th. a. mertensi) в р. Гижига и восточносибирский (Th. a. pallasi) — в р. Яма по количеству видов паразитов сопоставимы (соответственно 20 и 24). Отмечено 22 вида гельминтов медико-ветеринарного значения и/или портящих товарный вид рыбной продукции.
На основании информации о состоянии ледяного покрова Японского моря за период 1960–2019 гг. проведен анализ сезонной и многолетней изменчивости сплоченности и возраста льда в море. Показано, что экстремум изменчивости сплоченности льда приходится на область с 7–8-балльной сплоченностью и следует за перемещением этой области, в первой половине холодного периода (декабрь-май) сезона спускается к югу, а во второй — поднимается обратно к северу. При этом максимальная изменчивость возраста льда связана с областями 1–3-балльного возраста, где вклад термического фактора (процессы таяния или нарастания толщины льда) максимален и имеется наибольший потенциал изменения толщины льда. На основании анализа средних квадратических отклонений и первых трех собственных векторов, полученных по восстановленным полям для центральных декад ледового периода, выделены области синфазной и противофазной изменчивости сплоченности и возраста льда. Приводятся их сравнительные оценки и вклад первых трех эмпирических ортогональных функций в общую изменчивость ледовых условий моря. Анализ спектральных составляющих первых трех эмпирических ортогональных функций полей сплоченности и возраста льда позволил предположить наличие 9–12-, 2–4- и в отдельные периоды 15–16- и 4–6-летних квазипериодических составляющих в многолетней эволюции ледовых условий Японского моря. Кроме того, в распределении спектральных оценок возраста льда часто присутствует период 5–7 лет (1–2-я временная функция декабря, января и апреля).
ПРОМРЫБОЛОВСТВО 
Предполагается, что хребтина линейного гидробиотехнического сооружения (ГБТС) при волнении моря под действием подъемной силы буйков, равномерно распределенной по длине хребтины, принимает форму цепной линии со стрелкой прогиба, равной высоте волны. С использованием уравнений цепной линии рассчитана величина хорды цепной линии, определена форма хребтины ГБТС при волнении моря 4, 5 и 6 баллов (при высоте волны соответственно 2,0 м, 3,5 и 6,0 м) и показано изменение координат концевых буйков для этих высот волны. С учетом измененных координат концевых буйков рассчитаны угол наклона и натяжение якорной оттяжки. По натяжению конечного участка цепной линии и натяжению якорной оттяжки определена величина силы сдвига якоря, которая направлена противоположно держащей силе якоря и при которой начинается сползание якоря в сторону ГБТС. Эти расчеты послужили основанием для разработки рекомендаций по применению якорного устройства грибовидной формы с держащей силой, превышающей силу сдвига.
ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ГИДРОБИОНТОВ 
Показана перспективность использования бурой водоросли Sargassum pallidum как сырья для выделения фукоксантина. Проведены исследования по спиртовой экстракции фукоксантина из S. pallidum в различных условиях. Для проведения исследований использовали образцы водоросли, собранной в прибрежной зоне зал. Петра Великого. Исследования проведены на двух видах материала — замороженном и высушенном. Первоначально определяли массу сухого вещества: у замороженных водорослей 16,4 ± 1,0 %, у высушенных 93,6 ± 1,0 %. Для извлечения низкомолекулярных веществ использовали метод спиртовой экстракции. Образцы экстрагировали в течение 24 и 48 ч в темном месте этиловым спиртом разной концентрации в соотношении 1 : 10. Затем раствор фильтровали или центрифугировали. Для определения количества фукоксантина в полученном растворе использовали спектрофотометрический метод. При экстракции замороженных водорослей
выход фукоксантина выше, чем при экстракции высушенных, но на экстракцию замороженных водорослей необходимо потратить больше этилового спирта, чем на экстракцию высушенных водорослей. Новизна исследования заключается в том, что для определения наиболее рациональных условий экстракции она проводилась при различных показателях температуры, концентрации экстрагента и времени проведения экстракции. В результате проведенных исследований получили приемлемые условия спиртовой экстракции фукоксантина из бурой водоросли S. pallidum. Экономически выгодно проводить экстракцию на высушенном образце. Время экстракции — сутки; температура +7 оС. Экстрагирование должно протекать в темноте, в холодильнике. Концентрация спирта 80 ± 2 %.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ 
Рассматривается горизонтальное распределение станций на акватории Охотского моря за период 1984–2019 гг. по результатам комплексных экспедиций ТИНРО. На картах показаны точки станций в 82 рейсах. На серии карт эти станции рассортированы также по периодам лет, сезонам, месяцам и годам. В таблицах приведены сведения о количестве станций в дневное и ночное время, распределение станций по времени суток, годам, сезонам и по 33 биостатистическим районам, что дает возможность выбирать и оценивать достаточность данных или их ограниченность при исследовании структурных и других биологических и гидрологических характеристик на региональном и временном уровнях.
Рассматривается горизонтальное распределение станций на акватории Берингова и Чукотского морей и северной части Тихого океана (СТО) за период 1986–2019 гг. по результатам комплексных экспедиций ТИНРО. На картах показаны точки станций в каждом из рейсов. На серии карт эти станции рассортированы также по периодам лет, сезонам, месяцам и годам. В таблицах приведены сведения о количестве станций в дневное и ночное время, распределение станций по времени суток, по годам и сезонам и по биостатистическим районам, что дает возможность выбирать и оценивать достаточность данных или их ограниченность при исследовании структурных и других биологических и гидрологических характеристик на региональном и временном уровнях.
СТРАНИЦЫ ПАМЯТИ 
ISSN 2658-5510 (Online)