БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ 
На основании данных водолазных и дражных съемок 2001–2018 гг., проведенных в северо-западной части Татарского пролива (в пределах Хабаровского края), выполнен анализ состояния промысловых поселений приморского гребешка Mizuhopecten yessoensis. Из 9–12 скоплений, отмеченных вдоль всего открытого побережья в 2010–2014 гг., к 2018 г. осталось лишь два, не имеющих промысловой ценности. Показано снижение плотности в скоплениях как на глубинах, доступных водолазу (до 20 м), так и ниже, на глубинах, где велся дражный промысел. В 2001 г. средняя плотность гребешка составила 3,0 экз./м2, в 2010 г. — 0,20, а в 2018 г. — 0,0005 экз./м2. Во все годы наблюдений основу поселений составляла промысловая часть популяции (высота раковины не менее 120 мм) — от 86 до 100 % общей численности. При этом на протяжении всех лет исследований наблюдалось отсутствие либо незначительное количество молоди (в среднем 1,6 % общей численности). В настоящее время поселения гребешка вдоль открытого побережья северо-западной части Татарского пролива находятся в депрессивном состоянии. Применение драги (2003–2004 гг.), а также перелов гребешка при водолазном промысле (включая и нелегальный вылов) привели к снижению средних относительных уловов с 200 кг на водолаза в час в 2001–2003 гг. до 10 кг на водолаза в час в 2018 г. Промысловый запас сократился до минимальных значений за всю историю исследований в районе — 200 т, что в 4,5 раза ниже граничного ориентира. В результате было принято решение о временном закрытии промышленного лова в данном районе с 2018 г. на 5 лет.
По многолетним данным описаны сезонные изменения биологического состояния гребенчатой креветки в Татарском проливе, связанные с ее размножением и линьками. Выявлены сроки и среднемноголетние максимумы прохождения нереста (начало февраля), выклева личинок (первая декада мая), смены пола (конец июля — начало августа) и четырех групповых линек гребенчатой креветки — преднерестовой линьки самок (первая декада февраля); линьки самок, выпустивших личинок (третья декада июня); а также летней (конец июля — начало августа) и осенне-зимней (третья декада ноября) линьки самцов. Репродуктивный цикл самок гребенчатой креветки в Татарском проливе составляет 24 мес., из них на вителлогенез приходится 9, на эмбриогенез — 15.
Рассматривается межгодовая динамика размерного состава, возрастной структуры, особенностей роста дальневосточной сардины Sardinops melanostictus в условиях увеличения общей численности и массовых миграций в ИЭЗ России, тихоокеанские воды Курильских островов, в Японское море в современный период высокой численности и в предшествующем столетии. Показано, что до начала катастрофического сокращения численности сардины в 1990-е гг. при ее максимальной плотности в границах ареала с заблаговременностью в несколько лет главенствующую роль в воспроизводстве популяций сардины приобрели более мелкие тугорослые особи, обладающие сравнительно медленным темпом роста, более низким репродуктивным потенциалом, популяционной плодовитостью и скоростью размножения. В современный период увеличения численности размерный ряд сардины различных поколений характеризуется наличием двух модальных классов. Предполагается, что в структуре суперпопуляции дальневосточной сардины, как это наблюдалось в предыдущий период высокой численности, в частности в Японском море, существует два морфотипа, различающихся по экстерьеру и биологическим характеристикам, которые на различных этапах демографического цикла определяют уровень общей численности сардины в СЗТО, в том числе и на долгосрочную перспективу.
Рассматриваются доминирующие виды рыб в донных и придонных биотопах зал. Петра Великого (Японское море) в 8 биостатистических районах по данным 2428 тралений, выполненных экспедициями ТИНРО в 36 съемках с 1978 по 2009 г. Проведено ранжирование по биомассе первых 20 видов, которые составляют основу ихтиоценов. По среднемноголетней биомассе самыми массовыми в заливе являются южный одноперый терпуг Pleurogrammus azonus, японская камбала Pseudopleuronectes yokohamae и навага Eleginus gracilis. Общая среднемноголетняя биомасса рыб в зал. Петра Великого оценена в 73,61 тыс. т. Плотность концентраций рыб изменялась от 6,2 до 19,4 т/км2, а в наиболее рыбном Средне-Уссурийском районе, где была самая высокая биомасса рыб — 18,23 тыс. т, плотность составляла 13,95 т/км2. В кутовых районах (1, 2, 3) биомасса рыб всего от 1,40 до 5,73 тыс. т, однако плотность концентраций высокая (соответственно 10,32, 19,40 и 9,36 т/км2 для перечисленных районов) в связи с их небольшими площадями. Рассчитаны среднемноголетние биомассы бентосных беспозвоночных и зоопланктона во всех биостатистических районах. Данные по беспозвоночным взяты из тех же тралений, что и по рыбам, а по зоопланктону — из материалов 117 комплексных экспедиций и специализированных планктонных съемок, выполненных ТИНРО в 1988–2013 гг.
Приводится морфологическое описание глубоководного ската Bathyraja trachura из северо-западной части Тихого океана. Сообщаются данные о пластических признаках, строении неврокраниума, скапулокоракоида, птеригоподиев, количестве туловищных и хвостовых позвонков, лучей грудного плавника, рядов зубов и оборотов спирального клапана кишечника.
УСЛОВИЯ ОБИТАНИЯ ПРОМЫСЛОВЫХ ОБЪЕКТОВ 
Дан обзор исследований гипоксии придонных вод зал. Петра Великого (ЗПВ), которая возникает, как правило, во второй половине лета. Рассмотрены три акватории залива, подверженные гипоксии в летний сезон: Амурский залив, Уссурийский залив и южный район Дальневосточного морского биосферного заповедника (ЮРЗ). Гипоксия формируется во всех акваториях в депрессиях морского дна и является автохтонной по происхождению. Адвекция гипоксийных придонных вод из впадин формирует аллохтонный тип гипоксии вод в северной части Амурского залива, в прол. БосфорВосточный. Образование гипоксии обусловлено микробиологической деструкцией «избыточного» фитопланктона, который является результатом эвтрофикации вод ЗПВ. Основными источниками биогенных веществ являются эвтрофированные реки Туманная (для ЮРЗ), Раздольная (для Амурского залива) и Кневичанка (для Уссурийского залива). Большой вклад в эвтрофикацию вод Уссурийского и Амурского заливов вносят коммунальные стоки Владивостока и Артема. На основе литературных данных установлен временной тренд уменьшения концентрации кислорода в придонных водах Амурского залива в летний сезон. Сравнение исторических и собственных данных по содержанию кислорода в придонных водах Амурского залива указывает на синхронизацию глобальных и региональных процессов эвтрофикации, деоксигенации, а также ацидификации придонных вод.
В результате обследования основного русла р. Амур в районе г. Хабаровск (на участках выше и ниже подводного перехода) в весенне-осенний период 2018–2019 гг. выявлены структура и видовой состав фитопланктонных сообществ. Альгофлора включала 173 вида (с учетом разновидностей и форм — 187 таксонов) цианобактерий и водорослей из 8 отделов и 75 родов. Доля диатомей в альгофлоре составляла 94,7 % от общего видового состава. Фитопланктон р. Амур в районе подводного перехода в весенне-осенний период 2018–2019 гг. характеризовался массовым развитием диатомовых и харовых водорослей (Asterionella formosa, Aulacoseira islandica, A. ambigua, A. granulata var. granulata, A. granulata var. angustissima, Ulnaria ulna, Diatoma tenue, Nitzschia acicularis, Stephanodiscus sp., Tabellaria flocculosa, Hannaea arcus var. rectus, Melosira varians, Fragilaria capucina var. vaucheriae, F. crotonensis и Mougeotia sp. ster.). Общие показатели численности и биомассы цианобактерий и водорослей планктона в весенне-летний период 2018–2019 гг. варьировали в пределах Nобщ = 1,74–5724,39 млн кл./л и B общ = 2,5–2648,5 мг/л, а в осенний период — Nобщ = 0,07–0,62 млн кл./л и Bобщ = 0,2–1,4 мг/л. Воды Среднего Амура в районе г. Хабаровск отнесены к бетамезосапробной зоне, соответствовали III классу чистоты и классифицированы как слабозагрязненные (по методу Пантле-Бук в модификации Сладечека).
Представлены результаты гельминтологического исследования нерестовой тихоокеанской сельди (Clupea pallasii Valenciennes in Cuvier et Valenciennes, 1947) тауйской популяции, отловленной на двух нерестилищах (лагунного и открытого типов) — в Ольской лагуне и Амахтонском заливе (Тауйская губа Охотского моря). Выявленная фауна гельминтов сельди включает 17 видов, из которых 6 видов трематод, 5 цестод, 4 нематод и 2 вида скребней. Обнаружены некоторые различия в видовом составе гельминтов и количественных характеристиках зараженности ими сельди на разных нерестилищах. В Ольской лагуне у сельди выявлено 16 видов гельминтов, в том числе 5 видов цестод, а в Амахтонском заливе — 13 видов гельминтов, из которых только 3 вида цестод. У сельди тауйской популяции зарегистрированы нематоды Hysterothylacium aduncum, l, Ascorophis pacificus с относительно высокими показателями инвазии (ЭИ = 52,9 %; ИО = 4,16) и трематоды Bucephaloides spp., которые не отмечены у сельди охотской и гижигинскокамчатской популяций. Нерестовая сельдь тауйской популяции имеет высокую степень зараженности трематодами Brachyphallus crenatus и личинками нематод Anisakis spp. (паразит медицинского и ветеринарного значения).
Анализируются профили концентраций стронция и бария в отолитах ювенильной нерки Oncorhynchus nerka Британской Колумбии (Канада), определенные методом лазерной масс-спектрометрии с индуктивно-связанной плазмой (LA-ICP-MS). Рассмотрены вариабельность и повторяемость оценок точки перехода лососей в морскую среду по профилям соотношений Sr:Ca и Ba:Ca с максимально возможным (околосуточным) разрешением. Высокая точность анализа химического состава отолитов (по слоям толщиной до 2 мкм) достигнута с применением круговой прорези, ширина которой близка к ширине суточных колец отолитов, что дало возможность проанализировать изменения в элементном составе отолитов при миграции рыбы в морскую среду обитания с точностью в 1–2 дня. Профили стронция в целом были сходны у всех изученных рыб с низкими величинами Sr:Ca в начальный пресноводный период и резким их повышением при переходе в морскую среду. Вариации Ba:Ca были более сложными, с резким ростом перед переходом в соленую воду, кроме того, перед переходом наблюдалось несколько пиков концентрации бария, число которых было разным у рыб разного происхождения. На профиле бария рост концентрации наблюдался на 3–11 мкм раньше, чем на профиле стронция. Сложность профиля бария может привести к ошибке в определении точки перехода в морскую среду, поэтому профиль стронция является более надежным маркером перехода молоди нерки к морскому обитанию.
АКВАКУЛЬТУРА 
Представлены сведения о результатах работы 4 действующих лососевых рыбоводных заводов (ЛРЗ) Приморского края. Приведена динамика численности возврата производителей кеты в базовые реки ЛРЗ за последние 4 года. Отмечена тенденция смещения пиков подходов производителей с середины октября на конец сентября — начало октября, характерная как для рек, впадающих в зал. Петра Великого (р. Барабашевка), так и для рек центрального Приморья (Вербная и Милоградовка). В отдельные годы наблюдалась высокая доля возврата производителей в возрасте 2+. Так, в 2019 г. она достигала 32,9 % в р. Барабашевка, в 2020 г. — 31,0 % в р. Вербной и 37,8 % в ручье Безымянном. Межгодовые колебания численности возвращающихся в базовые реки ЛРЗ производителей говорят о наличии проблем с заводским воспроизводством. Рассмотрены проблемы с водоснабжением ЛРЗ. Показана целесообразность управления температурным режимом на ЛРЗ. Приведены данные по выпускам молоди кеты с каждого завода по рекам за последнее десятилетие (количество, сроки выпуска и средняя масса).
Исследовали состояние форменных элементов крови у молоди горбуши и кеты в мае-июне 2018 и 2019 гг., взятой на Лесном, Пугачевском, Таранайском и Охотском лососевых рыбоводных заводах Сахалинской области, а также пойманной в реках Очепуха, Пугачевка и Таранай в период миграции в море. Заводская и природная молодь обоих видов характеризовалась высокими адаптационными возможностями, о чем свидетельствовало высокое содержание в крови молодых форм эритроцитов — от 17,0 до 31,0 %, лимфоцитов — от 60,8 до 92,0 % и, напротив, низкое содержание нейтрофилов. В пользу высоких адаптационных возможностей мальков свидетельствовали и данные эксперимента, в ходе которого молодь горбуши без предварительной акклимации помещали в морскую воду и по итогам которого не выявили заметных изменений в состоянии фонда клеток крови у природных и заводских рыб. При значительной и сходной у рыб естественного и заводского происхождения вариабельности числа клеток крови разных групп меньше всего различались по гематологическим показателям заводские мальки на конкретных предприятиях и природные мальки из их базовых рек. Разовые увеличения числа нейтрофилов в отдельных группах мальков и тотальное увеличение числа тромбоцитов в крови у рыб, исследованных в 2019 г., мы объясняем внешним воздействием на них.
Впервые в зал. Петра Великого оценены темпы роста и выживаемость молоди тихоокеанской устрицы Crassostrea gigas (Thunberg, 1793), полученной в заводских условиях в южном Приморье. Работы по выращиванию молоди проводились в Центре марикультуры на о. Попова (зал. Петра Великого, Японское море). Для осаждения спата использовались субстраты двух типов: перфорированные пластиковые пластины площадью 7,1 дм2 (субстрат 1) и раковины гребешка площадью около 0,8 дм2 (субстрат 2). Выращивание на морских участках осуществлялось на подвесных конструкциях, расположенных в бухте Воевода и прол. Старка. Научно-исследовательские работы проводились с третьей декады сентября 2019 г. по третью декаду октября 2020 г. В течение указанного периода размеры большинства особей по высоте раковины увеличились в 12–18 раз. Приросты составили 55–90 и 25–65 мм соответственно на пластинах и раковинах гребешка. Более 28 % особей с субстрата 1 достигли минимального товарного размера (80–100 мм) в сентябре 2020 г., в октябре этот показатель составил 59 %. На субстрате 2 в октябре 2020 г. количество устриц минимального товарного размера не превышало 9 %. Выживаемость была оценена в период с середины октября 2019 г. по июль 2020 г. Средняя выживаемость на пластинах составила 46,9 % (от 28,8 до 98,2 %), на раковинах гребешка — 33,5 % (от 4,0 до 78,3 %). Проведенные исследования показали жизнеспособность заводской молоди тихоокеанской устрицы, полученной в южном Приморье. Выращивание моллюсков в зал. Петра Великого (в зал. Воеводы и прол. Старка) с соблюдением технологических мероприятий (пересадка, прореживание, очистка субстратов от обрастания) позволило получить особей минимального товарного размера осенью 2020 г. Данные, полученные в ходе работ, будут использованы при разработке биотехники культивирования товарной устрицы в акватории зал. Петра Великого, с применением заводского посадочного материала, выращенного на предприятиях края.
Оценены темпы роста и выживаемость заводских личинок тихоокеанской устрицы Crassostrea gigas от стадии D-велигер до педивелигера при разной концентрации кормовых микроводорослей и солености воды. Работы проводились в Центре марикультуры ТИНРО на о. Попова (зал. Петра Великого, Японское море). Материалом для исследований послужили личинки тихоокеанской устрицы , полученные в заводских условиях от производителей, добытых в акватории залива. В эксперименте использовались два варианта корма при солености воды 26 и 32 ‰. Корма имели одинаковый состав, но различались концентрациями микроводорослей: максимальная превышала минимальную в четыре раза. В варианте с минимальными концентрациями на стадиях велигера и великонха темпы роста личинок были значительно ниже. На стадии позднего великонха, после увеличения количества корма до максимальных значений, отмечено резкое кратковременное возрастание темпов роста личинок. На стадии педивелигера размеры были достоверно выше у личинок, постоянно получавших корм максимальной концентрации. Отмечено положительное влияние солености 26 ‰ на рост личинок в вариантах с максимальными концентрациями корма. Выживаемость личинок от D-велигера до педивелигера была высокой во всех вариантах эксперимента и варьировала от 64,7 до 81,2 %.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ 
На основании связи «родители–потомки» определяются биологические ориентиры управления запасами анадырской кеты и мейныпильгынской нерки. Предложены адаптивные правила регулирования промысла на основании предосторожных буферных ориентиров управления, протестированных с помощью бутстреп-выборок в различных режимах промысловой нагрузки с помощью имитационной модели запаса, построенной на особенностях наблюдаемых отклонений от базовой модели «запас–пополнение». Анализ промысла обеих популяций показал, что уровень эксплуатации анадырской кеты значительно ниже оптимального, а для запаса мейныпильгынской нерки желательно увеличивать пропуск на нерест при небольших подходах.
ISSN 2658-5510 (Online)